Масляный насосДля нормальной смазки большинства деталей автомобиля масло должно постоянно циркулировать в смазочной системе двигателя. К некоторым агрегатам оно должно подаваться под давлением. За подачу и циркуляцию смазочного материала в двигателе автомобиля отвечает масляный насос. В данной статье пойдет речь о типах масляных насосов из устройстве и обслуживании.

Назначение
В системе смазки двигателя происходит постоянная циркуляция масла, которое смазывает трущиеся элементы силового агрегата. Некоторая часть деталей смазывается под давлением. К ним относятся шатунные коренные подшипники коленчатого вала. Для решения задач смазки деталей мотора отвечает масляный насос. В двигателях с сухим картером насос отвечает не только за нагнетание масла в смазочной системе, но и за откачку смазочного материала из поддона картера для транспортировки его в масляный бак.
Масляный насос в двигателях с мокрым картером расположен между масляным фильтром и маслоприемником, а в моторах с сухим картером – между масляным фильтром и баком. Секции откачивающего насоса находятся между секциями картера и масляным баком. Иногда их располагают между секциями картера и вспомогательным масляным радиатором воздушного охлаждения.

Виды масляных насосов
По принципу действия масляные насосы подразделяются на 2 типа:
  • Роторные.
  • Шестеренчатые.

Шестеренчатые масляные насосы также классифицируются на два типа: с внутренним и наружным зацеплением.
Роторные насосы могут быть регулируемые и нерегулируемые. Регулируемые роторные масляные насосы могут менять подачу смазочного материала в зависимости от режимов работы силового агрегата. В отличие от роторных шестеренчатые насосы создают постоянное давление. Оно колеблется в пределах 2-16 атмосфер.

Насос с наружным зацепление шестерен
Данный вид насоса имеет две шестерни наружного зацепления, которые находятся внутри корпуса. Одна из них является ведущей, а вторая – ведомой. Ведущая шестерня вращается благодаря цепной или ременной передачи от коленчатого вала. Ведомая шестерня свободно вращается на запрессованном в корпус валу. Конструкцией такого насоса предусмотрена камера разрежения. Во время вращения шестерен в ней создается разреженный воздух. Из-за этого масло начинает всасываться. Смазочный материал оказывается между корпусом и зубьями шестерен. После этого масло попадает в камеру нагнетания, а уже оттуда транспортируется в двигатель через масляный фильтр. Чем меньше зазоры между корпусом и шестернями и между зубьями колес, тем лучше будет работать насос.

Насос с внутренним зацеплением шестерен
Данный вид насоса имеет две шестерни внутреннего зацепления, расположенных внутри корпуса. Одна шестерня вращается внутри другой. Стоит отметить, что оси шестерен не совпадают. При этом ведущая шестерня имеет больший диаметр, чем ведомая. Это является причиной образования между ними серпообразной полости. Внутри этой полости находится разделительный сектор. Именно он и нагнетает масло. После того как масло с камеры разрежения попадет между разделительным сектором и зубами шестерен она сразу же переносится в камеру нагнетания.

Насос роторного типа
Принципы работы роторного насоса и насоса с шестернями внутреннего зацепления схожи между собой. Существует лишь одна разница. В этой конструкции присутствуют роторы, имеющие несколько лопастей. Всего в этом виде насоса предусмотрено два ротора: ведущий внутренний и ведомый внешний. Оба ротора расположены эксцентрично. Во время вращения между углублениями внешнего ротора и лопастями внутреннего создаются движущиеся полости переменного объема. Полость начинает расширяться во время прохождения масла над камерой разрежения. Это приводит к всасыванию в нее смазочного материала. После этого объем полости сразу же уменьшается, а масло сживается. Во время его прохождения над камерой нагнетания происходит его подача под давлением в систему смазки.

Регулируемый роторный насос
Как только режим работы двигателя меняется, регулируемый роторный насос изменяет давление масла. За процесс регулировки отвечает подвижной статор, который охватывает внешний ротор. Регулировка происходит следующим образом: статор сдвигает относительно оси внутреннего ротора, что приводит к изменению объема полостей. Это и является причиной изменения количества подаваемого масла в систему смазки.

Обслуживание масляного насоса
Масляный насос относится к категории надежных узлов, так как он имеет компактные размеры, а его конструкция довольно проста. Этот агрегат способен проработать без поломки не одну сотню тысяч километров пробега. К масляным насосам предъявляются такие же требования к эксплуатации, как и ко всей смазочной системе в целом. Необходимо использовать масло исключительно высокого качества (ознакомится с рекомендациями завода-изготовителя транспортного средства), регулярно производить замену масляного фильтра и соблюдать правила запуска мотора. Если не менять масляный фильтр, то механические загрязнения будут попадать в насос и вредить ему.

Любой автовладелец может самостоятельно проверить и произвести ремонт масляного насоса. Первый симптом выхода из строя масляного насоса – падение давления внутри смазочной системы. Иногда можно наблюдать утечку масла из насоса.
Инструкции к автомобилям содержат информацию относительно проверки масляного насоса, используемого в конкретной модели. Но для большинства насосов проверка сводится к стандартным шагам:
  • Проверка передней крышки насоса. При обнаружении деформации или трещин крышка подлежит замене.
  • Разборка насоса.
  • Визуальный осмотр зубьев шестерен для определения степени износа. В случае необходимости шестерни нужно заменить.
  • Определение плотности прилегания крышки к шестерням. Выявление щербин, выступов и других повреждений, говорящие об увеличении зазоров между корпусом насоса и шестернями.
  • Проверка зазоров между зубьями шестерен. Для этого понадобится специальный щуп. Для разных типов насосов зазоры разные, но должны быть в пределах 0,1-0,3 мм.
  • Измерение зазора между корпусом и шестернями. В зависимости от типа насоса он может быть от 0,1 до 0,25 мм.
  • Измерение зазора между корпусом насоса и торцами шестерен. В большинстве случаев он не составляет больше 0,25 мм.
  • Измерение других зазоров и размеров, которые можно встретить в инструкции (зазор между ведомой шестерней и осью должен быть в пределах 0,017-0,057 мм, зазор между корпусом и валом насоса – 0,016-0,055 мм и т. д.).

Если все описанные выше параметры после замеров будут в норме, то можно приступить к сбору масляного насоса. Скорее всего, причина падения давления масла кроется в другом. При обнаружении сильного износа или деформации одной из деталей ее необходимо заменить. Но бывают случаи, когда из строя выходит довольно дорогостоящая деталь. Тогда намного проще купить новый масляный насос и произвести замену целого узла.