Головка блока цилиндров (ГБЦ) является очень важным конструктивным элементов в двигателе. Эта головка может быть выполнена из сплавов алюминия или легированного чугуна. Эта деталь выполняет защитные функции. Она позволяет плотно закрывать блок цилиндров, что снижает вероятность возникновения подтеков рабочих жидкостей или масла.
Головка блока цилиндров играет важную роль в работе силового агрегата. Она представляет собой крышку, которая закрывает блок цилиндров. Внутреннее устройство головки блока цилиндров позволяет говорить об этой детали, как о важном конструктивном элементе. Потеря головки своих качеств приведет к сбоям в работе мотора.

Конструкция головки блока цилиндров
В большинстве случаев для изготовления ГБЦ используется легированный чугун или алюминиевые сплавы. После завершения отливки ГБЦ ее подвергают старению. Это процесс проводится с использованием специальной технологии.
Для однорядных двигателей используется одна общая головка блока цилиндров. В случае с V-образным мотором изготавливается две головки, которые накрывают каждый ряд. Особенностью головки блока цилиндров является то, что нижняя ее плоскость делается более широкой. Это позволяет максимально качественно обеспечить соединение ГБЦ с блоком цилиндром. Также место соединение уплотняется специальными прокладками.
ГБЦ крепится специальными шпильками и болтами. Каждый производитель автомобилей предоставляет свои рекомендации по монтажу головки блока цилиндров. Все болты, которыми крепятся ГБЦ к блоку цилиндров, должны затягиваться в определенной последовательности. Также необходимо следить за силой затягивания. Для этого лучше использовать динамометрический ключ.
Конструкцией ГБЦ предусмотрено верхнее или нижнее расположение клапанов. При нижнем расположении деталь получается более простой.

Функции головки блока цилиндров
Зная основные конструктивные элементы головки блока цилиндров, можно предположить, какие функции выполняет эта деталь:
  • Прежде всего, ГБЦ выполняет защитные функции. Использование резиновой прокладки позволяет создать уплотнение между блоком цилиндров и ГБЦ.
  • Резиновая прокладка, которая служит уплотнением, должна меняться после каждого ремонта двигателя.
  • В передней части головки блока цилиндров предусмотрена полость. Она нужна для того, чтобы разместить в ней привод распределительного вала и натяжитель цепи.
  • Резьбовые отверстия в корпусе головки блока цилиндров предназначены для свечей зажигания или форсунок.
  • ГБЦ выполняет функции камеры сгорания.
  • Она является участком для газораспределительного механизма.
  • В верхней части ГБЦ предусмотрено свободное пространство, которое заполняется опорными шайбами клапанных пружин и втулками клапанов.
  • В корпусе головки блока цилиндров есть место для размещения выпускного и впускного коллекторов.

Процесс изготовления головки блока цилиндров подразумевает монтаж внутрь ее направляющих втулок клапанов и специальных седел. Максимально надежного соединения можно добиться, если устанавливать в горячий корпус холодные детали.

Обслуживание головки блока цилиндров
В обязанности каждого владельца автомобиля входит контроль над качеством уплотнения места соединения ГБЦ с блоком цилиндров. В противном случае возможны подтеки охлаждающей жидкости или моторного масла. Также негативное воздействие на ГБЦ оказывает перегрев двигателя. От больших температур ее может повести.
В зависимости от масштаба проводимых работ головку блока цилиндров для выполнения ремонта можно демонтировать или оставить на месте. Ремонт такого важного узла двигателя лучше доверить профессионалам. Все работы должны выполняться с соблюдением всех рекомендаций завода-изготовителя.