Коробка передач (КПП) – один из самых сложных технических узлов в любом автомобиле. Главная задача КПП – изменение крутящего элемента в зависимости от условий движения автомобиля. Современные грузовики зарубежной сборки требуют внимания высококлассного мастера, который справится с их ремонтом. Чтобы приступать к ремонту, надо знать , как работает агрегат, его строение и основные виды поломок.

Какие функции выполняет коробка переключения передач?
Рассмотрим КПП грузового автомобиля. Двигатель грузового автомобиля имеет небольшой разбег оборотов коленвала. Вращающий момент, передающийся на колеса, обладает небольшими параметрами. Силовой агрегат не может напрямую управлять трансмиссией, это ограничивало бы ходовые параметры машины. Коробка передач усиливает частоту вращения коленвала и регулирует тем самым скорость крутящего момента на колеса. КПП регулирует вращение вала двигателя.

Принцип работы ступенчатой коробки передач сводится к передаче вращательного движения от вала мотора посредством группы шестеренок, которые называются передачами. Шестерни имеют различное количество зубьев. Переключение производится с помощью рукоятки самим водителем или в автоматическом режиме. Передачи регулируют тягу в различных условиях движения транспортного средства. Например, представим себе мощный седельный тягач, предельная масса которого с полным грузом составляет 50 тонн. Если КПП отсутствует, то движение от мотора передается сразу на задний мост. Машине надо сначала плавно тронуться с места. Для этого двигатель набирает необходимое количество оборотов коленчатого вала – 1400-2000.
Когда водитель отпустит сцепление, машина должна будет ракетой «рвануть» с места. Но, поскольку, это – огромная масса, которую не просто сдвинуть с места, нагрузка ложиться на редуктор заднего моста, ступицы колес. Эти детали при запредельном давлении могут просто рассыпаться. Чтобы нагрузка на детали возрастала плавно, сначала надо «придержать» силу вращения коленчатого вала, и только потом добавлять скорость. КПП – своеобразный редуктор, преобразователь скорости вращения вала двигателя.

Принцип работы коробки передач
Маховик передает вращение коленвала на диск сцепления. От него движение передается на входной вал коробки переключения передач. Вращение коленчатого вала всегда эдентично движению входного вала. Группы шестерен преобразуют вращение с понижением крутящего момента. Преобразованное вращение осуществляет движение выходного вала.
Попробуем представить наглядно процесс работы КПП на грузовике МАN. На нем устанавливается коробка передач типа ZF 16S2320.Понижающий коэффициент составляет 16 к 1. Это значит, при вращении коленвала двигателя в 16 оборотов при самой низкой передаче выходной вал коробки передач делает 1 оборот. На самой верхней передаче вращение коленчатого вала двигателя и выходного вала КПП равны.
Тягачи, которые ездят на скоростных магистралях, имеют КПП с повышенными показателями скоростного значения. Это значит, что вращение выходного вала КПП может быть быстрее вращательного движения вала двигателя. При этом достигается максимальная для грузового автомобиля скорость на ровной дороге. Нагрузка на двигатель при этом – минимальная.

Демультипликатор
Позади коробки переключения передач у всех тягачей находится демультипликатор. Он разделяет мощность движения на две части и является еще одной коробкой передач. Первый поток движения по мощности равен вращению выходного вала КПП машины. Второй поток усиливает передаточное движение благодаря наличию планетарной шестерни. Ее сечение по диаметру соответствует размеру корпуса КПП. Вторая ветка преобразования вращения удваивает моторное движение в два раза. В рассматриваемой модели грузовика МАN демультипликатор преобразует 8 вращений в 16. Об этом свидетельствуют первые две цифры на маркировке коробки передач ZF 16S2320.

Синхронизатор
Чтобы работа групп передач происходила плавно, а ресурс эффективности КПП усилился, число вращений коленчатого и выходного вала должны сравняться в момент переключения передачи. На старых моделях грузовых машин это достигалось двойным выжимом сцепления и нажатием на педаль газа. Рукоятка переключения скоростей при любой передаче должна была пройти положение нейтральной скорости. Каждое переключение требовало усилий водителя. Чтобы избежать скрежета при манипуляциях такого рода, требовалась сноровка и опыт. А если учесть, что переключать скорости на дороге приходится постоянно, то эти движения отнимали много сил и внимания водителя.

Синхронизатор позволяет избежать этих моментов. Он моментально уравнивает количество вращения валов и значительно упрощает и облегчает процесс переключения скоростей. Он принимает на себя большие нагрузки при этом и часто выходит из строя.
Неисправный синхронизатор может стать причиной гибели коробки передач. Рассыпавшееся коленные кольца могут попасть в шестерни и заклинить их. Нарушится положение валов, разлетятся подшипники , может разрушиться сам корпус КПП. Ремонт или замена коробки передач - мероприятие затратное.

Характерные неисправности КПП
Наиболее частой поломкой, которая влечет за собой разрушение узла, является утечка масла. При недостатке смазки детали коробки передач нагреваются от трения, расширяются, заклинивают или рассыпаются. В этом случае следует отсоединить карданный вал и буксировать автомобиль без работы двигателя. Масло подается в коробку передач под давлением от движения мотора. Если кардан вращается без смазки, амортизация сходит на ноль. Коробку заклинит при такой буксировке.
Ремонт КПП грузовика – трудоемкий процесс. Он требует опыта и мастерства, а не только знания устройства узла. Для ремонтных и работ и проверки состояния КПП требуется гидравлический пресс, приспособления для установки подшипников и передач, нагревательные печи. специальные приспособления стационарного типа, которые есть только в мастерских автосервиса.
При плановом техническом обслуживании в коробке передач подлежат замене интенсивно работающие детали. Это установочные подшипники, регулировочные кольца, ползунки вилок включения скоростей, муфты и кольца синхронизатора. Так же проверять постоянно при техническом осмотре надо группы передач, чтобы впоследствии не пришлось менять весь блок шестерен. Профилактическое обслуживание всех узлов автомобиля должно быть регулярным, но к коробке передач надо относиться особенно внимательно. Диагностику состояния узлов КПП проводят при работающем двигателе. По результатам проверки их работы, назначают необходимую «терапию».
Работа всех узлов этого агрегата взаимосвязана между собой, неисправность одного из них может привести к разрушению всей системы.
Если коробка переключения передач сломалась и требуется ее замена, можно найти по сходной цене вполне рабочий агрегат на вторичном рынке запасных частей, а именно, на разборках грузовых автомобилей.

Для демонтажа с целью реализации деталей принимаются автомобили «на ходу», не бывшие в авариях. Все узлы таких машин исправны. Поэтому можно смело приобретать детали и узлы на таких разборках. На все запчасти дается гарантия.