Обычным рулевым механизмам присущ серьёзный недостаток, который заключается в том, что при автомобильном управлении к рулю приходится прикладывать значительную силу. Если для легковых машин это ещё приемлемо, в грузовиках подобное положение дел превращается серьёзную проблему.

В целях разрешения проблемы применяются специальные механизмы, которые повышают усилие, прилагаемое водителем к рулю. Они носят название усилители руля. Чаще всего встречаются усилители руля двух типов:
  • Гидравлический (ГУР);
  • Электрический (ЭУР).

Гидроусилитель руля (ГУР)
Для повышения усилий от руля в ГУР применяется гидравлическая система, со специальным маслом (аналогичным трансмиссионному) в качестве рабочего тела. Выполнение гидроусилителя руля, как правило, заодно выполняется с рулевым механизмом (тип усилителя — интегральный) или другими конструктивными решениями.
Если говорить о работе ГУР, то принцип сводится к следующему. Специальный насос, приводимый двигателем во вращение посредством отдельного шкива, вызывает нагнетание масла в золотниковый распределитель, который управляется следящим устройством, под давлением до 100 атмосфер. При помощи следящего устройства отслеживается положение руля, а при повороте открывается золотник. Подача масла производится в исполнительный механизм (гидроцилиндр), приводящий рулевые тяги в движение и поворачивающий колёса.
Очевидность достоинств ГУР в том, что облегчается руление, при маневрировании в условиях ограниченного пространства, в особенности. Однако данный механизм обладает и массой недостатков. Например, гидроусилителем фактически развязывается руль от колес, что приводит к практически полному гашению реактивного усилия на руле. Руль больше не выступает источником информации о дороге, поэтому водитель перестает «чувствовать» эту дорогу.
Установка ГУР также приводит к потере мощности двигателя, идущей на вращение масляного насоса. Эффективность работы усилителя зависит от оборотов двигателя. ГУР обладает сложным устройством, понижающим надёжность системы рулевого управления автомобиля в целом.

Электроусилитель руля (ЭУР)
В отличие от ГУР, в ЭУР для привода рулевого механизма применяется электромотор, управляемый системой датчиков, которые отслеживают положение руля. Конструкция такой системы очень проста, надёжна и ей присущ высокий КПД. Также, в электроусилителе руля намного легче обеспечивается реактивное управление на руле, необходимое для того чтобы управление было комфортным. Помимо этого ЭУР очень надёжны, экономичны и не требуют обслуживания.
Значительно более простой в ЭУР оказывается реализация многих полезных функций для того чтобы вождение было комфортным и безопасным. Речь идёт о «лёгком руле» в процессе маневрирования на малых скоростях в ограниченном пространстве, более тугом руле при движении по трассе и правильном положении колёс в разных режимах и т.д.
В данный момент распространённость ГУР более высока по сравнению с ЭУР. Но неоспоримые достоинства электроусилителей позволяют значительно шире применять на автомобилях различных типов. В ближайшее время может произойти то, что гидроусилитель потеряет свои позиции. Как будет происходить на самом деле, покажет только время.